Город-Киров.рф Городской портал
Справочник города
Киров
Вятские Поляны
Кирово-Чепецк
Котельнич
Первомайский ЗАТО
Слободской
Справочник области
АБВДЗКЛМНОПСТУФШЮЯ

История Киров

Первые поселения на территории нынешнего Кирова были образованы предположительно 2,5 тысячи лет назад. К VII веку здесь сформировались первые поселения племён удмуртов, марийцев и коми. Основные поселения располагаются по берегам рек Чепцы, Моломы и Вятки.

Город был основан в 1181 году первыми русскими переселенцами, заселявшими Вятский край. Предположительно поселение это носило название Ватка, по имени реки. Первое подтверждённое упоминание о городе Вятке датируется 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на главный город Волжской Булгарии — Булгар. В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары


В 1378 году между вятчанами и Суздальско-Нижегородским княжеством заключён договор о союзе, а с 1391 года город стал основной резиденцией суздальских князей Василия Кирдяпы и Семёна Дмитриевича, изгнанных из Суздальско-Нижегородского княжества после завоевания его Москвой. После смерти князей в 1401 году власть перешла к галицкому князю Юрию Дмитриевичу. Отряды вятчан участвовали в походах против Золотой Орды (1392, 1409 года) и в войне московского князя Василия I с Новгородом (1417—1418 года).

В 1412 году произошла знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. В память о тех событиях появился вятский народный праздник «Свистопляска», а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила.

В 1432—1453 годах Вятка участвовала в войне между галицкими и московскими князьями; после поражения галицкой группировки перешла под контроль местных бояр и купцов. В 1455—1457 годах в городе построили деревянный кремль, названный Хлыновым. После двух военных походов московского войска против Хлынова в 1457 и 1459 годах власть в городе формально перешла к Москве, но с сохранением местного самоуправления. Участвовала в военных походах Московского княжества против Новгорода и Казани.

В начале 80-х годов власть в городе перешла к сепаратистам во главе с Иоанном Аникеевым. При хане Ибрагиме в Хлынове сидел казанский наместник. Хлыновские войска совершали походы против земель, находящихся под властью московского княжества. После двух неудачных попыток московскому войску удалось захватить город в 1489 году. Местная знать была переселена в Подмосковье, а в городе поставлен московский наместник. Вятская земля окончательно включена в состав Московского государства.

По причине отдалённости от основных русских земель Вятская земля не нуждалась в союзе с сильными княжествами и признавала лишь покровительство князей, оставаясь самоуправляемой территорией. В качестве главного органа управления действовало народное вече. Наиболее влиятельной группой феодального класса являлись бояре, за ними следовали купцы и духовенство. Остальные вятчане представляли свободное общинное население и состояли из крестьян и ремесленников.

В 1551—1552 годах хлыновские войска приняли участие в генеральном походе русских войск против казанских татар. В 1554 и 1556 годах участвовали в походах против Астраханского ханства. В результате этих походов Хлынову были возвращены исконные земли, захваченные ранее Золотой Ордой.

2 июня 1580 года Хлынов получил от Ивана Грозного грамоту на построение в городе монастыря, названного в честь игумена-основателя Трифоновым. В 1607 году в Хлынове организована первая в Хлыновской земле ярмарка, получившая название Семёновской, приуроченная к 1 сентября. В 1658 году основана Вятская и Великопермская епархия с центром в городе Хлынове. С 1680 по 1686 г. воеводой в Хлынове был царский стольник Кузьма Осипович Грушецкий, двоюродный брат царицы Агафьи Грушецкой. В 1689 году построен Успенский собор Трифонова монастыря — одно из первых каменных зданий в Хлынове. В 1694 году хлыновский купец Спиридон Лянгузов провёл первый торговый караван из Москвы в Китай после заключения российско-китайского договора, разрешившего взаимную торговлю.

В 1710 году при первом делении России на губернии Хлынов вместе с Хлыновской землёй был включён в состав Сибирской губернии, а южные Хлыновские земли были включены в состав Казанской губернии. В 1719 году губернии были разделены на провинции, Хлыновская земля была преобразована в самостоятельную провинцию. В 1722—1723 годах на Хлыновской земле была проведена первая подушная перепись, в Хлынове числилось 2276 душ.

В 1727 году Хлыновская провинция перешла из состава Сибирской губернии в состав Казанской. 18 декабря 1780 года указом императрицы Екатерины II образовано Хлыновское наместничество, вскоре преобразованное в Вятскую губернию. Город Хлынов переименован в город Вятку. 28 мая (10 июня) 1781 года учреждён герб города Вятки, составленный петербургским герольдмейстером Волковым. В 1785 году начата работа по учреждению городской Думы в Вятке. Первый созыв органа городского самоуправления — Вятской городской Думы — состоялся 26 августа 1793 года.

В 1727 году в Хлынове открылась первая в городе начальная школа при архиерейском доме, в 1733 году она была преобразована в славяно-латинскую школу, а в 1758 году на её базе создано первое в Хлынове среднее учебное заведение — Вятская духовная семинария. 22 сентября 1786 года было открыто первое гражданское учебное заведение, на базе которого 21 ноября 1811 года создана Вятская мужская гимназия. В 1818 году в городе открылось духовное училище, 8 сентября 1820 года создано училище для детей канцелярских служащих, а 11 октября 1859 года открылось женское училище 1 разряда — Вятская женская гимназия. 8 ноября 1868 года было основано земское училище сельскохозяйственных и технических знаний (с 1 октября 1880 года — реальное училище). В 1874 году в мастерских Вятского технического училища налажено производство пожарных машин, на их базе были созданы чугунолитейный и механический завод (ныне Кировский станкостроительный завод). 1 июля 1914 года основан Вятский учительский институт.

С 1744 года начла развиваться почтовая служба, была связь налажена с Москвой, Казанью и Сибирью. В 1783 году в Вятке для руководства почтовыми делами было завершено строительство здания почтамта. 8 июня 1806 года начато строительство плавучего моста через реку Вятку, который должен был связать город со слободой Дымково. 11 марта 1861 года в Вятке учителем Лиховым была открыта первая фотография. 2 мая на реке Вятка появился первый пароход «Вятка». Регулярное судоходное движение на Вятке началось в 1874 году. 19 августа 1895 года начались работы по сооружению пермско-котласской железнодорожной линии (первой на Вятке), 2 ноября 1898 года по ней прошёл первый поезд, а 15 октября 1906 года было открыто прямое железнодорожное сообщение между Вяткой и Санкт-Петербургом. 14 сентября 1902 года состоялось открытие городской телефонной сети. Частная телефонная сеть была создана ещё в 1894 году. В 1906 году в городе появился первый автомобиль, принадлежавший Кузьме Лаптеву. 20 июля 1911 года над городом появился первый самолёт (под управлением А. Васильева).

15 апреля 1797 года основано старейшее промышленное предприятие города — Губернская (ныне Областная) типография. В 1799 году была открыта первая частная аптека в Вятке. С 15 декабря 1809 года начала работать казённая городская аптека. 1 (13) ноября 1862 года в городе открылся первый общественный банк Фёдора Веретенникова. В 1865 году в Вятке основан Кожзавод, в 1873 году — Овчинно-меховая фабрика. Оба предприятия были объединены в 1959 году в кожевенно-меховой комбинат.

В 1802 году при доме инвалидов основана первая больница на 10 коек. В июне 1811 года в городе была открыта первая губернская больница на 60 коек. Первая городская больница была открыта в 1823 году. 7 июля 1857 года в городе был открыт первый детский приют. 2 июля 1870 года открылся дом призрения детей бедных граждан.

2 мая 1835 года в городе основан один из первых в России Вятский губернский статистический комитет, занимавшийся изучением материалов об истории и культуре края. 30 августа этого же года в Вятке открыт Александровский сад, основные элементы архитектуры которого выполнены по проекту художника и архитектора Александра Витберга. 18 мая 1837 года в Вятке состоялось открытие выставки естественных и искусственных произведений Вятской губернии, в организации которой принял участие А. И. Герцен. 6 декабря при непосредственном участии Герцена в городе открыта первая публичная библиотека для чтения (ныне Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена). 1 января 1838 года в Вятке начала издаваться первая газета края «Вятские губернские ведомости». 30 августа 1839 года прошла торжественная церемония закладки Александро-Невского собора в городе по проекту архитектора А. Л. Витберга. 22 января 1866 года в городе открыт краеведческий музей, один из старейших в России. 23 октября 1877 года был открыт Вятский зрительный зал (ныне Кировский областной драматический театр имени С. М. Кирова). 9 апреля 1894 года вышел первый номер «Вятской газеты» (первая в России «земская народная газета», созданная по доступной цене и содержанию для широких масс). В 1896 году создана одна из первых в России Вятская земская сельскохозяйственная опытная станция (ныне НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Рудницкого). 14 мая 1897 года в Вятке состоялся первый киносеанс. В 1908 году открылись первые кинотеатры «Иллюзион», «Прогресс», «Модерн», в 1910 — «Одеон», в 1913 — «Колизей». 1 апреля 1932 года показан первый звуковой фильм «Златые горы», первый цветной фильм «Соловей-соловушка» — 26 сентября 1936 года. 30 апреля 1900 года в Вятке была открыта бесплатная библиотека-читальня имени А. С. Пушкина (ныне Центральная городская библиотека А. С. Пушкина). В 1909 году построена мечеть. В 1912 году был заложен Ботанический сад. В 1916 году основана городская библиотека, позже получившая имя Салтыкова-Щедрина.

Первые официальные телеграммы о свержении царского режима пришли в Вятку 1 марта 1917 года. Съезд земских деятелей, работавший в это время в городе, отказался признать новую власть. 2 марта губернатор Н. А. Руднев признал власть Временного правительства. В течение месяца в местных советах шла замена эсеров на большевиков[источник не указан 739 дней].

После Октябрьской революции Совет верховного управления губернией заявил о непризнании власти большевиков и о выделении Вятской губернии в самостоятельную республику.

1 декабря Вятский Совет полностью взял власть в городе в свои руки (Совет верховного управления губернией и Вятский Совет — это разные организации), а 21 декабря 1917 (3 января 1918) вышел в свет первый номер газеты «Вятская правда» (с 1934 года — «Кировская правда»).

К ноябрю 1918 года в Вятке и уездах губернии при исполнительных комитетах Советов были созданы отделы народного образования. Так началась работа по искоренению безграмотности, которая в целом завершилась к 1929 году.

В январе 1919 года Вятку с проверкой посетили И. В. Сталин и Ф. Э. Дзержинский, выяснившие, что Вятка с правительством в Москве связи не имеет, а 4467 из 4766 чиновников — это бывшие царские чиновники. В результате работы комиссии 19 января 1919 года в Вятке создан губернский Военно-революционный комитет.

В 1923 году население города впервые превысило 50 тыс. человек и составило 52,3 тыс. человек.

В 1929 году прошла административно-территориальная реформа, было ликвидировано деление страны на губернии, уезды и волости. Вместо них введено областное, краевое и районное отделение. Вятская губерния была ликвидирована, а её территория вошла в состав Нижегородского края. Город Вятка стал сначала окружным, а затем и районным центром.

15 мая 1929 года железнодорожные мастерские были преобразованы в машиностроительный завод имени «1 Мая».

В июле 1930 года сельскохозяйственное техническое училище было преобразовано в Зоотехническо-ветеринарный институт. В институте были созданы два факультета — зоотехнический (ныне биологический) и ветеринарный (ныне факультет ветеринарной медицины).

1 мая 1934 года в городе впервые появился регулярный общественный транспорт: на улицы вышли первые 3 автобуса.

5 декабря 1934 года в память С. М. Кирова Президиум ВЦИК принял постановление о переименовании города Вятки в город Киров и образовании Кировского края, с центром в городе Киров.

В 1936 году, в связи с принятием новой Конституции, Кировский край преобразован в Кировскую область, а Удмуртская АССР выделилась из него; это привело к незначительному понижению статуса города — с краевого до областного центра.

В 1936 году в Кирове начал работать профессиональный детский театр. Режиссёром спектакля и первым художественным руководителем театра стал Михаил Сергеевич Шохов.

На июль 1938 года в Кирове было 28 предприятий, из них 13 — союзного и республиканского значения, 7 — областного и 8 — местного значения. Было развито кустарное производство.

В 1939 году согласно переписи резко возросло население города Кирова, впервые приблизившись к 150 тыс. человек и составив 142 тыс. человек.

В 1939 году в Кирове решением Совета народных комиссаров СССР начато строительство латунно-прокатного завода (Кировский завод по обработке цветных металлов). В 1941 году, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, строительство завода было приостановлено; его возобновили только спустя два месяца после окончания войны.

В 1939 году по инициативе Народного комиссариата боеприпасов СССР в Кирове началось проектирование завода № 324 (ныне Сельмаш). На предприятии планировалось выпускать бронебойные, полубронебойные и бетонобойные снаряды, фугасные гранаты и авиабомбы.

В 1940 году в Кирове было построено здание деревянного летнего Госцирка на площади им. Ст. Халтурина.

В 1940 году Кировским горисполкомом принято решение о строительстве трамвайной сети (см. Кировский трамвай), разработаны и утверждены первые 6 маршрутов, ввод первой линии должен был состоятся 1 ноября 1941 года, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны строительство остановилось, уже построенная линия была сочленена с железнодорожной веткой или заасфальтирована.

Во время Великой Отечественной войны в Киров были эвакуированы крупные машиностроительные предприятия: завод им. Лепсе и завод им. Дзержинского (ныне Лепсе), завод № 537 (ныне Маяк), завод № 32 (ныне Авитек), «Красный инструментальщик», «Одесский завод тяжёлого краностроения» и др.

С 1942 по 1944 гг. в Киров из Ленинграда была переведена Военно-морская медицинская академия (ныне IV факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова).

23 июня 1943 года запущен в строй завод № 324 (ныне Сельмаш).

В ночь с 6 на 7 ноября 1943 года была выпущена первая партия покрышек модели Я-1 (34×7) для автомобилей ЗИС на вновь построенном Кировском шинном заводе.

7 ноября 1943 года в Кирове было открыто регулярное троллейбусное движение.

В 1944 году Кировский зоотехническо-ветеринарный институт был переименован в Кировский сельскохозяйственный институт, в связи с открытием агрономического факультета.

В 1944 году по инициативе руководства завода им. Лепсе в Кирове открыт Кировский авиационный техникум, ставший базовым учебным заведением для завода им. Лепсе и завода № 32 («Авитек»).

9 мая 1945 года на Театральной площади Кирова прошёл 50-тысячный митинг по случаю Дня Победы. В годы Великой Отечественной войны армейскую службу несли свыше 600 тыс. жителей области, 257,9 тысяч из них погибли.

В сентябре 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод имени Лепсе был награждён орденом Ленина.

16 сентября 1945 года «за выполнение задач, поставленных Государственным Комитетом Обороны», завод № 32 (ныне Авитек) был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1945 году завод № 537 (ныне Маяк) награждён орденом Отечественной войны I степени за бесперебойную поставку боеприпасов на фронт.

В 1945 г. завод № 324 получил задание организовать производство сельскохозяйственной техники с изменением названия на «Сельмаш».

В 1956 году население Кирова впервые превысило 200 тыс. человек и составило 211 тыс. человек.

12 января 1956 года приказом министра цветной металлургии Петра Фаддеевича Ломако «Кировский завод по обработке цветных металлов» был введён в строй действующих.

В 1957 год был открыт филиал ВЗЭИ, преобразованный впоследствии в «Кировский политехнический институт».

1 июня 1959 года в черту города Киров включён посёлок Коминтерновский.

В ноябре 1959 года исполком Кировского совета депутатов постановил принять предложение об организации в Кирове планетария в здании Никольской надвратной церкви (ул. Горбачёва, 1). 20 декабря 1960 года в планетарии была прочитана первая лекция.

Начиная с конца 50-х гг. XX века, завод № 32 (ныне Авитек) приступил к изготовлению средств ПВО: специальных зенитно-ракетных комплексов класса «земля-воздух» для сухопутных систем «Печора», ЗРК «ОСА-АК» и корабельных систем «Волна», «Шторм», ЗРК «ОСА-М». На заводе освоен выпуск всех видов твёрдотопливных ракет ближнего и среднего радиуса действия. В это же время заводу № 32 было присвоено новое название — «Кировский машиностроительный завод имени XX партсъезда КПСС».

В 1950-х — 1960-х годах в Кирове был полностью застроен кирпичными домами и теплофицирован микрорайон завода им. Лепсе. Все дороги микрорайона были заасфальтированы. Закончено строительство объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, больниц.

В 1962 году в Кирове возведён первый мост через Вятку. Мост стал первой постоянной дорогой, соединившей основную часть города с заречной, до этого времени постоянного сообщения не было.

В мае 1966 года Кировский шинный завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени за первое освоение в СССР массового производства шин новой конструкции для грузовых автомобилей.

В 1967 году население Кирова впервые превысило 300 тыс. человек и составило 309 тыс. человек.

В 1975 году на Кировском заводе по обработке цветных металлов введён в эксплуатацию первый и единственный в Советском Союзе цех по выпуску прецизионного (особо точного) проката, соответствующего мировым стандартам.

В 1976 году объединение имени Лепсе награждено орденом Трудового Красного Знамени.

23 декабря 1977 года состоялось торжественное открытие нового здания Кировского цирка. К моменту окончания строительства цирк был оснащён современной техникой и мог принять любую программу: цирк на льду, цирк на воде.

23 февраля 1981 года на Кировском заводе «Электробытприбор» была выпущена первая партия из ста стиральных машин «Вятка-автомат-12», модель представляла собой лицензионную копию стиральной машины итальянской компании Мерлони Проджети (ныне Indesit).

В 1982 году население Кирова составило 400 тыс. человек.

В 1989 году город Нововятск включён в состав Кирова как Нововятский городской район.


О городе
Город Киров
Герб города
Флаг города
Гимн города
История города
Современный город
Администрация города
Информация о городе
Киров
Вятские Поляны
Кирово-Чепецк
Котельнич
Первомайский ЗАТО
Слободской
Информация о районах
АБВДЗКЛМНОПСТУФШЮЯ